Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времён
Currentzis: Bluebeard's Castle & De Temporum Fine Comoedia
Ромео Кастеллуччи и Теодор Курентзис с необычной программой – совместной постановкой двух произведений, которые кажутся полной противоположностью
Ромео Кастеллуччи и Теодор Курентзис возвращаются в Зальцбург с необычной программой: совместной постановкой «Замка герцога Синяя Борода» Белы Бартока и «Мистерии на конец времён» Карла Орфа – двух произведений, которые на первый взгляд кажутся полностью противоположными друг другу.
Шедевр музыкального театра начала XX века, опера «Замок герцога Синяя Борода» была написана в 1911 году на текст венгерского драматурга Белы Балажа. Сюжет о Синей Бороде заимствован из сказки Шарля Перро – вельможа-женоубийца запрещает своей излишне любопытной последней жене заглядывать в комнату, где спрятаны тела предыдущих жертв. Опера Бартока представляет эту историю как диалог между двумя героями, Синей Бородой и Юдит, и драма развивается через духовное и эмоциональное противостояние. «Где находится сцена, внутри или снаружи?» – задаёт вопрос опера, приглашая зрителя к размышлению о загадочной природе театра как преломлённого отражения реальности.
На Зальцбургском фестивале опера «Замок герцога Синяя Борода» поставлена как часть двойной программы в сочетании с «Мистерией на конец времён» Карла Орфа. В этом спектакле режиссёр Ромео Кастеллуччи раскрывает глубокую связь между двумя произведениями при помощи контраста между внутренним состоянием и могучими внешними проявлениями.
Сжатость действия «Замка...», отсутствие пространственно-временной привязки и атмосфера тайны свидетельствуют о том, что опера происходит полностью внутри. По контрасту, «Мистерия на конец времён» – это произведение о Страшном Суде в интерпретации субъективных религиозных представлений композитора. На то, чтобы сочинить текст на греческом, немецком и латинском языках, у Орфа ушло целых десять лет, с 1960 по 1970 год. На работу оказало огромное влияние апокалиптическое видение греческого теолога Оригена Адаманта, в котором утверждается, что в конечном счёте даже демоны получат прощение и спасение.
Опера-оратория Орфа, представленная Кастеллуччи и Курентзисом на зальцбургской сцене впервые со дня своей премьеры в 1973 году, поражает зрителя первобытной, стихийной мощью. Такой эффект достигается в том числе настойчивым повторением ритмического рисунка в музыке, подчёркнутым массовыми хореографическими сценами Синди ван Акер. Атмосфера же, пронизывающая оперу «Замок герцога Синяя Борода» представляет собой диаметральную противоположность: Кастеллуччи отвечает на сдержанную камерность внутренней драмы тем, что смещает фокус внимания на перспективу Юдит – и на травму, которую раскрывает этот «театр психики».
В противопоставлении этих двух произведений, в контрасте между внутренним состоянием и внешними проявлениями невероятной мощи кроется их глубокое родство – Судный День наступает словно бы и для Юдит, как будто она сама совершила грех…
Елизавета СВЕШНИКОВА и Виталий ПОЛОНСКИЙ представляют премьеру оперного диптиха Теодора КУРЕНТЗИСА в Доме Радио в Санкт-Петербурге
Исследователь музыкального театра МАРИЯ АНДРЮЩЕНКО представила премьеру на большом экране оперного диптиха «Замок герцога Синяя Борода» и «Мистерия на конец времен» в московском кинотеатре Иллюзион
Шедевр музыкального театра начала XX века, опера «Замок герцога Синяя Борода» была написана в 1911 году на текст венгерского драматурга Белы Балажа. Сюжет о Синей Бороде заимствован из сказки Шарля Перро – вельможа-женоубийца запрещает своей излишне любопытной последней жене заглядывать в комнату, где спрятаны тела предыдущих жертв. Опера Бартока представляет эту историю как диалог между двумя героями, Синей Бородой и Юдит, и драма развивается через духовное и эмоциональное противостояние. «Где находится сцена, внутри или снаружи?» – задаёт вопрос опера, приглашая зрителя к размышлению о загадочной природе театра как преломлённого отражения реальности.
На Зальцбургском фестивале опера «Замок герцога Синяя Борода» поставлена как часть двойной программы в сочетании с «Мистерией на конец времён» Карла Орфа. В этом спектакле режиссёр Ромео Кастеллуччи раскрывает глубокую связь между двумя произведениями при помощи контраста между внутренним состоянием и могучими внешними проявлениями.
Сжатость действия «Замка...», отсутствие пространственно-временной привязки и атмосфера тайны свидетельствуют о том, что опера происходит полностью внутри. По контрасту, «Мистерия на конец времён» – это произведение о Страшном Суде в интерпретации субъективных религиозных представлений композитора. На то, чтобы сочинить текст на греческом, немецком и латинском языках, у Орфа ушло целых десять лет, с 1960 по 1970 год. На работу оказало огромное влияние апокалиптическое видение греческого теолога Оригена Адаманта, в котором утверждается, что в конечном счёте даже демоны получат прощение и спасение.
Опера-оратория Орфа, представленная Кастеллуччи и Курентзисом на зальцбургской сцене впервые со дня своей премьеры в 1973 году, поражает зрителя первобытной, стихийной мощью. Такой эффект достигается в том числе настойчивым повторением ритмического рисунка в музыке, подчёркнутым массовыми хореографическими сценами Синди ван Акер. Атмосфера же, пронизывающая оперу «Замок герцога Синяя Борода» представляет собой диаметральную противоположность: Кастеллуччи отвечает на сдержанную камерность внутренней драмы тем, что смещает фокус внимания на перспективу Юдит – и на травму, которую раскрывает этот «театр психики».
В противопоставлении этих двух произведений, в контрасте между внутренним состоянием и внешними проявлениями невероятной мощи кроется их глубокое родство – Судный День наступает словно бы и для Юдит, как будто она сама совершила грех…
Елизавета СВЕШНИКОВА и Виталий ПОЛОНСКИЙ представляют премьеру оперного диптиха Теодора КУРЕНТЗИСА в Доме Радио в Санкт-Петербурге
Исследователь музыкального театра МАРИЯ АНДРЮЩЕНКО представила премьеру на большом экране оперного диптиха «Замок герцога Синяя Борода» и «Мистерия на конец времен» в московском кинотеатре Иллюзион
2022, Австрия, 175 мин., 18+
- Детский хор Зальцбургского фестиваля и театра:
- хормейстер Вольфганг Гётц
- Зальцбургский Баховский хор:
- хормейстер Бенджамин Хартман
- Солисты хора musicAeterna:
- Анахорет («Мистерия»):
- Геро Нифельштайн
- Сивилла («Мистерия»):
- Ирини Циракидис
- Сивилла («Мистерия»):
- Таксиархула Канати
- Пролог:
- Хелена Раскер
- :
- Молодёжный оркестр имени Густава Малера
- Дирижёр:
- Теодор Курентзис
- Люцифер («Мистерия»):
- Кристиан Рейнер
- Третья Сивилла («Мистерия»):
- Фрэнсис Паппас
- Вторая Сивилла («Мистерия»):
- Елизавета Свешникова
- Первая Сивилла («Мистерия»):
- Надежда Павлова
- Юдит, жена герцога Синяя Борода:
- Аушрине Стундите
- Герцог Синяя Борода:
- Мика Карес
- Хор musicAeterna:
- Виталий Полонский
- Хореография:
- Синди ван Акер
- Постановка, декорации, костюмы и свет:
- Ромео Кастеллуччи
- Либретто (Мистерия на конец времен):
- Карл Орф
- Либретто (Замок Синей Бороды):
- Бела Балаж
- Жанр:
- опера
- Язык:
- венгерский, древнегреческий, латынь, немецкий