Иржи Килиан
Хореограф
Иржи Килиан родился 21 марта 1947 г. в Праге (Чехословакия). Учился в балетной школе Пражского национального театра, затем в Пражской консерватории. Получив стипендию Британского совета, стажировался в школе Королевского балета (Лондон). В 1968 г. по приглашению одного из крупнейших хореографов того времени Джона Крэнко поступил в его труппу – Штутгартский балет, где оставался – в ранге солиста – до 1975 г.
В 1975 г. стал одним из артистических директоров Нидерландского театра танца (NDT). В 1977 г. становится единственным артистическим директором этой труппы и создателем её обширного репертуара.
В 1978 г. после показа на Международном фестивале Сполето (г. Чарльстон, Южная Каролина, США) балета «Симфониетта» на музыку Л. Яначека к нему приходит международная известность.
В середине 80-х гг. начинает ставить преимущественно абстрактные спектакли. В 1980 гг. были поставлены балеты, также получившие широкое международное признание. Среди них те балеты, поставленные в разные годы, которые впоследствии были объединены им в знаменитую программу «Черно-белых балетов»: «Шесть танцев» на музыку В.А. Моцарта (1986 г.), «Игра окончена» на музыку А. Веберна (1988 г.), «Падающие ангелы» на музыку С. Райха (1989 г.), «Сарабанда» на музыку И. С. Баха (1990 г.), «Сладкие сны» на музыку А. Веберна (1990 г.), «Маленькая смерть» на музыку В.А. Моцарта (1991 г.); «Местонахождение неизвестно» на музыку А. Пярта, А. Веберна, С. Райха, Ч. Айвза, М. де Роо (1994 г.).
Выработал особый фирменный стиль, далеко вышедший за рамки классического «канона». Имеет стойкую репутацию хореографа-философа, исследующего прежде всего глубины человеческой натуры, нежели физические возможности тела, и славится своей феноменальной музыкальностью. «Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения. Килиан слышит музыку и видит движения» (Рудольф Нуреев).
В 1978 г. организует труппу НДТ II, в которую входят очень молодые танцовщики (17-24 лет). В 1991-м – труппу НДТ III, объединившую, напротив, балетных пенсионеров, покинувших основной состав театра – НДТ I. Таким образом, по словам самого Килиана, его театр показывает жизнь танцовщика в трёх измерениях.
В 1999 г. оставил пост артистического директора театра, оставаясь при этом хореографом-резидентом – вплоть до 2009 г.
Его балеты шли и продолжают идти на главных балетных сценах мира.
В 1975 г. стал одним из артистических директоров Нидерландского театра танца (NDT). В 1977 г. становится единственным артистическим директором этой труппы и создателем её обширного репертуара.
В 1978 г. после показа на Международном фестивале Сполето (г. Чарльстон, Южная Каролина, США) балета «Симфониетта» на музыку Л. Яначека к нему приходит международная известность.
В середине 80-х гг. начинает ставить преимущественно абстрактные спектакли. В 1980 гг. были поставлены балеты, также получившие широкое международное признание. Среди них те балеты, поставленные в разные годы, которые впоследствии были объединены им в знаменитую программу «Черно-белых балетов»: «Шесть танцев» на музыку В.А. Моцарта (1986 г.), «Игра окончена» на музыку А. Веберна (1988 г.), «Падающие ангелы» на музыку С. Райха (1989 г.), «Сарабанда» на музыку И. С. Баха (1990 г.), «Сладкие сны» на музыку А. Веберна (1990 г.), «Маленькая смерть» на музыку В.А. Моцарта (1991 г.); «Местонахождение неизвестно» на музыку А. Пярта, А. Веберна, С. Райха, Ч. Айвза, М. де Роо (1994 г.).
Выработал особый фирменный стиль, далеко вышедший за рамки классического «канона». Имеет стойкую репутацию хореографа-философа, исследующего прежде всего глубины человеческой натуры, нежели физические возможности тела, и славится своей феноменальной музыкальностью. «Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения. Килиан слышит музыку и видит движения» (Рудольф Нуреев).
В 1978 г. организует труппу НДТ II, в которую входят очень молодые танцовщики (17-24 лет). В 1991-м – труппу НДТ III, объединившую, напротив, балетных пенсионеров, покинувших основной состав театра – НДТ I. Таким образом, по словам самого Килиана, его театр показывает жизнь танцовщика в трёх измерениях.
В 1999 г. оставил пост артистического директора театра, оставаясь при этом хореографом-резидентом – вплоть до 2009 г.
Его балеты шли и продолжают идти на главных балетных сценах мира.